Башня Сююмбике — символ Казани

Герцен о Казани писал: «Значение города велико: это место свидания двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное, и вы их встретите на каждом перекрестке». Более того, он пишет, что они слились и начали составлять нечто самобытное по характеру. Это можно отметить и в архитектуре.

Башня Сююмбике

Башня Сююмбике

Так до недавнего времени продолжались споры о происхождении падающей башни Сююмбике. Есть версия о ее татарском происхождении: говорят, она построена в ханский период. Равиль Бухараев даже предлагает версию о том, что башня Сююмбике построена приглашенными ханом итальянцами так же, как строился чуть позже московский кремль.

Официальная версия: башня построена в конце 17 века русскими как дозорная — она до сих пор — самое высокое здание Казанского Кремля. С ее вершины просматривается и гладь Волги (Идель, по-татарски), и холмистый ее правый берег.

Падающая башня Сююмбике

Падающая башня Сююмбике

Как только строительство было закончено, началось ее заваливание в северо-восточную стороны. Так за века башня Сююмбике обрела свою особенность — заметный — почти два метра — наклон. Хотя крутизной наклона она не догонит Пизанскую, но высотой она выиграла — башня Сююмбике выше пизанской на два метра!

Башня названа именем мудрой правительницы Казанской в ханские времена.

Царица Сююмбике

Царица Сююмбике

Сююмбике — составное имя. Сююм по-старотатарски значит любимая, а бике — владычица. Получаем «любимая царица» казанского народа в 16 веке. Вдова хана, погубленного в борьбе за престол, образованная, благородная красавица, с которой связана самая живучая городская легенда, в которой мы не можем себе отказать.

Царица была очень хороша, по преданиям, если она выходила на балкон, то месяц старался спрятаться за тучи, а птицы прекращали свое пение, так она была хороша, прекраснее всяких птичьих трелей.

Любимая народом царица

Любимая народом царица

Дошла весть в Москву о красоте казанской царицы, и Иван Грозный шлет сватов в Казань, которых гордая Сююмбике даже во двор не пускает. Тогда разгневанный Иван осаждает Казань. Гибнут казанцы, Сююмбике, видя бессмысленность сопротивления и желая спасти свой народ и город, дает согласие. Но просит свадебным подарком выстроить башню выше всех минаретов города. Так за семь дней Иван выстраивает чудесную башню, стройную как сама Сююмбике. Несчастная царица перед отправлением в Москву поднимается на самую вершину башни проститься с Казанью и своим народом. Не в силах оставить родные земли, царица бросается вниз.  Согласно легенде она превращается в прекрасную лебедь и остается жить в родной Казани.

Так легенда превращает башню в символ гордости татарского народа, преданности народа своей земле. Не в силах признать того, что это — легенда, казанцы часто выдают легенду за чистую монету, но оставим это за казанцами:)

Башню венчает полумесяц, он подчеркивает историческое прошлое места, где сегодня стоит башня. А стоит она ровно на том месте, где в ханские времена стоял ханский двор, с пышным дворцом, каменной мечетью и заметным с Волги мавзолеем казанских ханов. И сегодня, подойдя близко к башне, можно увидеть эти развалины. А у самой башни заметить проезд — это парадная башня. Проезд украшают декоративные ворота — День и ночь. Рассмотрите их. На них герои татарских легенд: защитник татарского народа Белый барс, первый житель Казани Зилант, лебедь, в которую превратилась Сююмбике, утка, с которой началась история земли.

Ворота башни Сююмбике

Ворота башни Сююмбике

Вокруг башни — здания с не менее интересной историей — это и Благовещенский собор, и губернаторский дворец, и губернаторская церковь, но о них — в других статьях.